Главная » Статьи » Статьи

АЗС в эпоху кризиса: автоматизация, эффективность, прибыльность

Последствия мирового финансового кризиса и падение цен на горючее привели украинский рынок розничных продаж нефтепродуктов в состояние, при котором успешность бизнеса в значительной степени связана с его качественными изменениями:

  • автозаправочные станции переоборудуются в автозаправочные торгово-сервисные комплексы (АЗК), на которых используется современное специальное автоматизированное оборудование, а продажа топлива перестает быть основным источником прибыли;
  • явно наблюдается тенденция к объединению таких комплексов во все более укрупняющиеся сети АЗК при активном вытеснении мелких собственников; 
  • жесткая конкуренция заставляет владельцев снижать издержки, искать новые источники прибыли и оптимизировать управление бизнесом.

В последние годы рынок розничной торговли нефтепродуктами становится все более конкурентным, а общее количество игроков постоянно уменьшается.

Высокая степень конкуренции в определенной степени обуславливает насыщение рынка и приводит к относительной стабилизации цен. В результате все более значительную долю в обороте предприятий, осуществляющих продажу нефтепродуктов, начинает занимать торговля сопутствующими товарами и оказание услуг (питание, автосервис, мойка). 
В настоящий момент большинство АЗС, принадлежащих крупным сетям, превращаются в многопрофильные торгово-сервисные предприятия. Росту продаж будут способствовать в совокупности такие факторы, как высокое качество реализуемого топлива, репутация торговой марки на рынке, новейшие технологии продаж, высокий уровень сервиса, удобное местоположение и диверсификация товаров и услуг.

Сегодняшняя украинская АЗС - это не просто пункт продажи бензина, она постепенно берет на себя функции торгового центра, станции техобслуживания и предлагает ряд других сервисов.
Чтобы заглянуть в завтрашний день наших АЗС, достаточно съездить за границу: пройдет совсем немного времени, и многое из того, что есть у них, появится и у нас.

За рубежом подавляющее большинство автозаправок имеют пристанционные магазины и оказывают дополнительные услуги, которые приносят их владельцам в настоящее время до 60% дохода (реализация топлива - только 40%). 
Так, в Германии 15,7 тыс. из почти 16 тыс. заправок - с магазинами, годовой оборот которых достигает 8 млрд. евро; в целом по Европе на пристанционные автомойки приходится в среднем 14-16% от прибыли всей АЗС.

Заправочные комплексы, расположенные на трассах, предлагают, как правило, более широкий перечень услуг. Некоторые из них помимо кафе и ресторана имеют в своем составе мотель, где за небольшую плату можно отдохнуть, принять душ, посетить бар. В последнее время такие АЗС стали включать в ассортимент сервисов информационные услуги и доступ в Интернет, в том числе беспроводной.

Для владельцев заправки наличие работающего на АЗС магазина является серьёзным конкурентным преимуществом. 
Торговая точка, интегрированная в автозаправочный комплекс, способна повысить лояльность клиентов к торговой марке нефтяной компании. Более того, выстроить хорошие отношения с поставщиками не слишком сложно, несмотря на то, что оборот магазинов при автозаправках не так велик по сравнению с розничными сетями. Мини-маркет с его специфической аудиторией оказывается хорошей площадкой для запуска новых продуктов класса премиум, что, естественно, привлекает производителей. Во многих случаях они готовы даже самостоятельно заниматься доставкой своей продукции на АЗС.

Теоретически покупателям, попадающим на АЗС, нужен только бензин. Однако при соблюдении определенных технологий выкладки товара, ценообразования, маркетинга можно очень умело стимулировать импульсные покупки.

Дополнительным стимулом привлечения потребителей на заправки является круглосуточный характер их работы: после закрытия всех магазинов поблизости АЗС начинает работать как полноценный супермаркет.

Для магазинов на АЗС важны те же торговые технологии, что и для обычной розничной сети, причём даже в большей степени: категорийный менеджмент и продуманный мерчендайзинг становятся особенно актуальны в связи с ограниченностью ассортимента.

При этом, как показывает практика, удачны лишь сетевые проекты магазинов.

Сейчас рынок АЗК переживает те же процессы, что и рынок розничной торговли 5–7 лет назад. Для некоторых сетей АЗК торговля сопутствующими товарами уже стала корпоративным стандартом. Это заставляет рассматривать торговлю сопутствующими товарами уже не как «сервисный компонент», привлекающий на АЗК дополнительных клиентов, а как источник существенной части дохода для предприятий такого типа.

Одним словом, современная АЗС - это торгово-сервисный комплекс, включающий в себя такие функции, как заправка топливом, торговля сопутствующими товарами, мойка и мелкий ремонт автомобилей, кафе. Бензин здесь – только часть ассортимента.

При управлении такими АЗК предприятию необходимо комплексное автоматизированное решение, в котором топливо  - лишь один из видов товара.

Здесь, как и в любом клиенто-ориентированном бизнесе, постоянно возрастают требования к качеству оказываемых услуг и реализуемых товаров. Одновременно увеличивается потребность в создании сложной информационной системы для управления хозяйственной деятельностью многопрофильного предприятия. Новые условия развития бизнеса по дистрибуции нефтепродуктов породили спрос на новые решения и инструменты, позволяющие решать задачи полномасштабного управления и контроля для автозаправочных комплексов и крупных территориально-распределенных сетей АЗС.

Для эффективного решения стоящих перед сбытовыми предприятиями проблем и задач необходимо применять комплексный системный подход к построению автоматической системы управления сетью АЗС.

Однако подходы к современным технологиям на сегодняшний день зачастую не совсем правильные. Так, автоматизация или модернизация АЗК многими рассматривается как довесок, потому и финансируется по остаточному принципу. Системы же выбирают по принципу «что подешевле», а не исходя из задач бизнеса. При этом функциональность систем часто отходит на второй план, что порождает разрывы в автоматизации даже отдельных АЗС.

Сети АЗС, автоматизирующие свои бизнес-процессы, долгое время шли по стандартному пути «островной» автоматизации. До сих пор многие приложения в этих компаниях покупаются независимо и затем увязываются с уже имеющимися системами. По словам привлекаемых к этим видам работ интеграторов, на практике выясняется, что соединение всех систем в единую среду представляет достаточно сложную задачу, требует больших затрат и часто приводит к проблеме обеспечения целостности данных. При этом расходы на обслуживание нескольких систем существенны, что негативным образом сказывается на эффективности бизнеса.

Какими же должны быть эффективные ERP-системы для АЗС?

Информатизация или модернизация существующего информационного комплекса АЗС предполагает решение таких бизнес-задач, как:

  • оптимизация ИТ-инфраструктуры;
  • стандартизация бизнес-процессов;
  • централизованное планирование ассортимента, снабжения и ценообразования;
  • упрощение процесса управления региональной сетью;
  • расширение возможностей сбыта;
  • оптимизация уровня запасов;
  • управление взаимоотношениями с поставщиками;
  • минимизация бумажного документооборота;
  • оперативное управление розничными ценами на топливо;
  • повышение прибыльности и объема продаж. 

Предприятия данного сектора заинтересованы в решениях, которые позволяют оперативно получать полную информацию о движении нефтепродуктов на автозаправочных станциях, в автоматическом режиме рассчитывать оптимальный объем продукции для каждой АЗС, формировать заказы на поставку топлива и прогнозировать будущие продажи.

Также ИТ-решение должно обеспечивать формирование отчетной информации в различных аналитических разрезах и унификацию бухгалтерского учета региональных предприятий. Должен быть автоматизирован процесс плановых и экстренных инвентаризаций нефтепродуктов. Упрощая управление запасами, установленная на АЗС система должна контролировать конкурентоспособные позиции товаров на рынке, увеличивать прибыль от групп товаров и своевременно предоставлять финансовые и операционные данные.

Таким образом, выбираемое автозаправочным предприятием решение должно позволять эффективно управлять торговыми операциями в единой информационной среде — как на местах, так и на уровне головного офиса. В конечном итоге полноценное решение должно обеспечивать поддержку всех бизнес-процессов по всей сети, с интеграцией разнообразных информационных источников на одной платформе. Оптимальный вариант предполагает интегрирование этого программного продукта в общую систему управления компанией.

Возможности оптимального программного комплекса для АЗС должны позволять планировать ассортимент, управлять ценами, осуществлять логистические операции, обрабатывать данные по продаже топлива, управлять запасами топлива, проводить взаиморасчеты, контролировать продажи и анализировать сбыт. Установленный комплекс должен оперативно получать детальную информацию с АЗС — т.е. позволять оптимизировать товарные запасы и ускорять расчеты с партнерами, а также создавать единую информационную базу предприятия — т.е. обеспечивать доступность, прозрачность и связность всей информации.

Современные информационные технологии предлагают компаниям, занимающихся продажей топлива, эффективный инструмент решения тактических и стратегических задач в виде специализированных систем управления сетями АЗК – технологичных отраслевых решений (ТОР). ТОР являются результатом сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий.

Важнейшее свойство ТОР - их отраслевая направленность, учитывающая специфику именно той отрасли бизнеса, для автоматизации которой они предназначены, что позволяет реализовать решение, максимально удовлетворяющее потребности каждого конкретного заказчика.

Ключевые преимущества ТОР -  высокая гибкость, короткие сроки внедрения решений и гарантированное постпусковое сопровождение клиента (при необходимости модули дописываются и легко добавляются).

Эффективное технологичное отраслевое решение для автоматизации автозаправочных комплексов должно полностью удовлетворять потребности тех сетей АЗС, которые имеют в своем составе следующие технологические процессы:

  • розничная торговля нефтепродуктами (включая отпуск топлива по обязательствам);
  • розничная торговля сопутствующими товарами (продукты питания, автозапчасти, автокосметика и т.д.);
  • оказание услуг (автосервис, мойка и т.п.);
  • общественное питание;
  • оптовая торговля нефтепродуктами; 

Система должна содержать весь документооборот, необходимый для автоматизации всех вышеперечисленных технологических процессов.

Эффективное ТОР - обязательные основные возможности:

  • Многофирменный и многовалютный учет;
  • Два режима учета товарно-материальных ценностей (FIFO, LIFO);
  • Поддержка нескольких вариантов договорных отношений;
  • Прием товара на ответственное хранение с возможностью продажи такого топлива путем розничной реализации;
  • Наличие механизма категорий (для товаров, контрагентов и подразделений), что позволяет гибко строить отчеты не только по товарным позициям, но и по произвольной комбинации категорий; 
  • Нефтепродукты:
  • возможность задания 3 режимов учета климатических условий: (объемный, массовый, объемно-массовый);
  • возможность ведения таблицы плотностей для каждого нефтепродукта с точностью до 1 градуса;
  • возможность формирования полноценного сменного отчета (форма 25-НП);
  • перекачка между резервуарами и учет смешения нефтепродуктов;
  • списание нефтепродуктов;
  • проведение инвентаризации нефтепродуктов;
  • учет обязательств (талоны, ведомости, смарт-карты);
  • Автосервис:
  • цена работ задается в нормо/часах;
  • документ «Заказ-наряд», содержащий в себе как услуги, так и запасные части, необходимые для выполнения работ возможность назначения на каждую работу до 5 исполнителей с произвольным распределением загрузки по каждой работе; 
  • Магазин:
  • учет ведется в ценах прихода;
  • имеется возможность формирования остатков товаров в торговом зале в отпускных ценах;
  • возможность использования как существующего, так и внутреннего штрих-кода на товарную номенклатуру магазина;
  • возможность работы с весовым товаром;
  • возможность ведения произвольного количества категорий цен;
  • Кафе:
  • формирование произвольного количества калькуляционных карточек для одного блюда;
  • производство продукции; 
  • Взаиморасчеты:
  • возможность формирования акта сверки и акта взаимозачета;
  • возможность вести два режима закрытия авансов при ведении взаиморасчетов;.
  • Обширный набор отчетов, позволяющий получать как оперативные данные, так и аналитические данные о результатах работы АЗК (как отдельно стоящего, так и всей сети в целом).
  • Дополнительные возможности. 

В программном продукте обязательно должна быть предусмотрена возможность работы с разнообразным торговым оборудованием. Для обеспечения розничных продаж нефтепродуктов и сопутствующих товаров и услуг -  возможность использования следующих видов кассовых машин:

  • активные (POS-терминалы);
  • пассивные контрольно-кассовые машины;
  • фискальные регистраторы; 

Для работы пользователей с системами штрихового кодирования и весовым товаром в программном продукте должны быть обеспечены типовые подключения соответствующих торговых устройств:

  • принтеры штрих-кодов;
  • сканеры штрих-кодов;
  • электронные весы с печатью этикеток. 

Кроме функциональных характеристик отраслевого решения, очень важными факторами при покупке является его поддержка и сопровождение.

Поддержка — это обеспечение «жизнеспособности» ТОР на протяжении длительного периода использования, например, внесение изменений в связи с изменением законодательства и т.п. Сопровождение — наличие у фирмы-поставщика ТОР специалистов, готовых прибыть в вашу аптеку «по первому зову» для решения вопросов оперативного характера. 
Многие руководители, которые ранее не сталкивались с автоматизацией АЗС, недооценивают эти факторы. Как показывает практика, автоматизированному предприятию не удается стабильно и качественно работать без надлежащего обслуживания программы.

Категория: Статьи | Добавил: rok7980 (02.11.2015)
Просмотров: 163 | Теги: реконструкция АЗС, обслуживание автозаправочной станци, ремонт азс, авто, АЗС, инженерные работы на азс, модернизация автозаправки, Автозаправка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Контакты
Офис находится по адресу
141140 г.Химки моск.обл
улица Рабочая 1



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com

Вверх